Не смотря на аккуратное вождение и самый бережный уход за своим автомобилем, каждый автовладелец рано или поздно сталкивается с досадными царапинами и сколами на лакокрасочном покрытии автомобиля от летящих камней и веток деревьев.
Сколы портят внешний вид, снижают стоимость автомобиля при продаже, а также с течением времени могут привести к ржавчине и коррозии элементов кузова, если их своевременно не устранить. Дело в том, что даже небольшой скол имеет в себе микротрещины, в которые будет попадать влага, под перепадами температур с приходом зимы, и с течением времени ЛКП постепенно продолжит разрушаться. Если скол глубокий, например, поврежден грунт и влага достигает поверхности металла, то это быстро приведет к так называемым "рыжикам", а с годами и к серьезной коррозии.
Одним из самых простых и доступных способов является самостоятельная подкраска сколов с помощью специальных наборов, содержащих краску под цвет кузова автомобиля и представленных на рынке. Принципиально они делятся на два вида - обыкновенная недорогая подкраска легких сколов, когда нижний слой с грунтом под краску не поврежден (как правило, видны мелкие белые сколы), нет ржавчины и металл не виден, и второй вариант - набор с грунтом, преобразователем ржавчины и дополнительными материалами для ремонта глубоких и ржавых сколов. Далее в данной статье будет представлена краткая универсальная инструкция по самостоятельному устранению сколов.
1. Подготовка к ремонту скола, что важно знать
Хорошая подготовка - обязательный атрибут качественного результата. Место ремонта, руки и материалы должны быть чистыми. Так как материалы имеют определенный срок сушки во время которого на поверхность может попасть пыль, рекомендуем все работы проводить в закрытом помещении, например, отлично подойдет закрытая стоянка или гараж. Обратите внимание, краска в представленные наборы заливается по коду цвета, при этом оттенков в каталоге более 50 тысяч, нередко один и то же код может быть представлен сразу несколькими вариантами, которые отличаются годом и даже оттенком. Выбирайте цвет только по совокупному совпадению характеристик - в первую очередь код цвета, обязательно оттенок цвета, а также годы и модели авто. Мы уже писали в отдельной статье то том, Как узнать код цвета автомобиля. Обязательно тщательно перемешать краску не менее 5 минут и сделать тестовый окрас с краской для проверки цвета на матовой непрозрачной поверхности, например, подойдет плотный кусок картона. Для проверки цвета необходимо нанести обязательно все слои в комплекте, включая лак. Все работы проводить при температуре не ниже +15 °С (иначе время высыхания материалов существенно увеличится). Выполняя окрасочные работы не рекомендуется многократно водить кисточкой по одной области, так как предыдущий слой материала может раствориться, как говориться слой "подорвется". Всегда наносите материалы легкими короткими касаниями с сушкой между слоями.
Внимание! Оттенок краски по коду цвета может в том числе немного отличаться в силу объективных причин, связанных с длительной эксплуатацией транспортного средства, выгоранием цвета от УФ-лучей (особенно регионы с жарким климатом), а также небольшими региональными отличиями выпуска. Полное 100% совпадение цвета можно получить только при персональном подборе по элементу автомобиля.
2. Очищаем скол на ЛКП автомобиля и готовим к окраске
Если на месте скола присутствует ржавчина, то для ее удаления аккуратно нанести преобразователь ржавчины на 15-20 минут (только на место ремонта), данные материал есть в составе ремкомплекта, после чего тщательно удалить преобразователь ржавчины краем салфетки, смоченной в обезжиривателе. Если сколы не глубокие, то просто очищаем поверхность с помощью обезжиривателя, спирта или растворителя 650 (не рекомендуем использовать ацетон или растворитель 646, так как они достаточно агрессивны для лакокрасочных материалов).
Если скол не глубокий, данный шаг можно пропустить и перейти непосредственно к окрашиванию. Если же скол глубокий, необходимо наждачной бумагой зернистостью примерно Р2000 аккуратно зачистить область ремонта до краев скола. Очистить и обезжирить ремонтируемую область, дать некоторое время испариться нанесенному обезжиривателю. После этого нанести на место ремонта акриловый грунт из ремкомплекта. Через 10-15 минут после высыхания грунта, его излишки деликатно удалить наждачной бумагой, очистить обезжиривателем. Грунт закроет металл от попадания влаги, последующие слои будут иметь более высокую адгезию на грунт, а также он визуально уменьшит глубину скола, заполнив ее.
3. Окрашиваем место скола
Сначала проведем краткий обзор по автоэмалям. Итак, все современные автомобильные краски, как правило, делятся на два вида: базовые и акриловые. Базовые краски очень "тонкие", декоративные, могут иметь в своем составе различные добавки, например, металлик или перламутр. Базовые краски обязательно покрываются автомобильным лаком, которые придает покрытию глянцевый или матовый вид (сами базовые краски всегда матовые), лак защищает все последующие слои ЛКП от ударов, влаги и ультрафиолета. При этом для воссоздания заводской окраски базовые краски могут быть представлены не только в виде двухслойного покрытия (классическая окраска: базовая краска + лак), но и в виде трехслойного покрытия, когда потребуется два слоя разной краски и затем слой лака.
Как правило, трехслойное покрытие состоит из базового первого слоя краски (так называемая подложка или "подслой"), которое задает основной тон покрытия. Затем наносится второй эффектный слой, как правило он имеет глубокий перламутровый эффект. И затем наносится третий слой - автомобильный лак. В отличии от двухслойных, трехслойные покрытия - самые трудные в ремонте и могут создать сложности даже очень опытному мастеру. Кстати, перламутровые цвета могут быть представлены как в двухслойном варианте (частицы перламутра добавляются прямо в основную краску и дают ей легкий бархатный перламутровый оттенок), так и трехслойном варианте (когда перламутры наносятся отдельным слоем и имеют очень выраженный глубокий перламутровый эффект). От толщины и кол-ва слоев каждого слоя материала будет зависеть результат и попадание "в цвет", именно поэтому все необходимо подгонять и тестировать, делая выкрасы и сравнивая с заводским покрытием.
Теперь немного об акриловых красках, которые преимущественно встречаются в транспорте коммерческого сегмента. Акриловые краски не требуется покрывать лаком, в данном случае красящий пигмент уже смешан с акриловой смолой и будет распределен по всей толщине слоя краски. К акриловой краске рекомендуется добавлять только отвердитель для получения более устойчивого покрытия к растворителям, а также ускорению процесса сушки. В целом акриловая краска значительно проще в использовании. Устранить массу мелких сколов, например, на капоте, так сказать "затыкать" их, лучше и быстрее всего именно акриловой краской под цвет кузова. Теперь мы можем приступить к окраске.
3.1 Окрашивание двухслойной базовой краской
Нанести первый слой базовой краски при помощи кисточки или зубочистки (в зависимости от размера скола) тонким слоем и только до его краев. Просушить краску около 10-15 минут. Провести повторное нанесение базовой краски аналогичным образом, также просушить покрытие в течение 15 минут. Нанести первый слой лака тонким слоем до краев скола. Просушить лак в течение 15-20 минут. Нанести второй слой лака тонким слоем до краев скола. Просушить лак в течение 60 минут.
3.2 Окрашивание трехслойной базовой краской
Нанести первый слой базовой краски при помощи кисточки или зубочистки (в зависимости от размера скола) тонким слоем и только до его краев. Просушить краску около 10-15 минут. Провести повторное нанесение базовой краски аналогичным образом, также просушить покрытие в течение 15 минут. Нанести первый слой лака тонким слоем до краев скола. Просушить лак в течение 15-20 минут. Нанести второй слой лака тонким слоем до краев скола. Просушить лак в течение 60 минут.
Нанести первый основной слой базовой краски («ПОДСЛОЙ», обозначен «Слой 1») при помощи кисточки или зубочистки (в зависимости от размера скола) тонким слоем до его краев. Просушить краску около 10-15 минут. Провести повторное нанесение основной базовой краски «ПОДСЛОЙ» аналогичным образом, просушить в течение 15 минут. Нанести первый эффектный слой базовой краски («ПЕРЛАМУТР», обозначен «Слой 2») при помощи кисточки или зубочистки (в зависимости от размера скола) тонким слоем до его краев. Просушить краску около 10-15 минут. Произвести повторное нанесение эффектной базовой краски «ПЕРЛАМУТР» аналогичным образом, сушить около 20 минут. Нанести первый слой лака тонким слоем до краев скола. Просушить лак в течение 15-20 минут. Нанести второй слой лака тонким слоем до краев скола. Просушить лак в течение 60 минут.
3.3 Окрашивание акриловой краской
Смешать в отдельной емкости акриловую краску и отвердитель в пропорции 2 к 1 для получения готовой к нанесению краски (время жизни материала около 60 минут, за это время необходимо провести все работы). Произвести первое нанесение полученной акриловой краски при помощи кисточки или зубочистки (в зависимости от размера скола) тонким слоем до его краев. Просушить краску около 10-15 минут. Произвести повторное нанесение краски аналогичным образом, просушить краску в течение 60 минут. Обратите внимание, акриловую краску допускается использовать без отвердителя, в таком случае увеличивается время высыхания может увеличиться до 4-6 часов, также краска будет не устойчива к действию ацетонов и химических растворителей.
4. Финишная полировка
В целом после окрашивания и высыхания, ремонт сколов завершен. В некоторых случаях при необходимости место ремонта можно подкорректировать наждачной бумагой Р2000, затем отполировать при помощи кусочка салфетки и полироли в легком ручном режиме. Будьте аккуратны с наждачной бумагой, чтобы не протереть лак до краски.
5. Используемые материалы
- Комплект подкраски для небольших сколов автомобиля или большой ремкомплект для глубоких царапин и сколов;
- Лакокрасочные материалы для ремонта сколов в малой таре.
Ссылка на PDF-инструкцию: Универсальная инструкция для подкраски сколов и царапин.